Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Трасология - это криминалистическое учение о следах, один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Транспортная трасология - подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.

Для трасологической экспертизы характерно исследование следов для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологической экспертизы как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить, отвечая на поставленные перед экспертом вопросы, и из имеющихся объектов экспертизы. 

Задача эксперта трасолога - полный, последовательный осмотр транспортного средства в целях обнаружения и фиксации всех следов, а в необходимых случаях - их реконструкция для последующего установления механизма дорожно-транспортного происшествия. Результаты исследования следов на транспортных средствах позволяют разрешить широкий круг спорных вопросов. Так, например, при исследовании следов соприкосновения двух движущихся в одном направлении транспортных средств по повреждениям можно определить, у кого из них скорость была выше, а также угол между данными автомобилями в момент их столкновения.

Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.

Экспертиза данного рода может ответить на следующие вопросы:

  1. Где располагается место столкновения транспортных средств?
  2. Где располагается место наезда на пешехода?
  3. Каков механизм столкновения транспортных средств?
  4. Каков механизм наезда на пешехода?
  5. Как располагались транспортные средства относительно друг друга в момент столкновения, каков угол между продольными осями транспортных средств в момент столкновения?
  6. Как располагались транспортные средства относительно друг друга и относительно проезжей части в момент столкновения?
  7. Как располагались транспортное средство и пешеход относительно друг друга в момент наезда?
  8. Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством?
  9. Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения?
  10. Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?
  11. Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия?
  12. Имеются ли повреждения на представленном колесе?
  13. Если имеются повреждения на представленном колесе, то в какой момент они возникли (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?
  14. Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию?
  15. Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода?
  16. Как располагались транспортное средство и велосипед относительно друг друга в момент наезда, каков угол между продольными осями транспортного средства и велосипеда в момент наезда?
  17. Совершал ли маневр изменения направления движения велосипедист перед наездом?
  18. И любые другие вопросы, поставленные судом.